Форум-Град


Общение с подростком. Как не наделать ошибок?

  1. #1
    Хотелось бы поднять тему по общению с подростками. Ведь все прошли этот возраст и поэтому понимают, что самое главное в становлении человека – это понять своего ребенка. Потому что в это время усугубляется восприятие мира, понятие себя в этом мире. Сначала надо разобраться, кто такой подросток? Это юноша или девушка в том переходном периоде от детства к юности, то есть, в зависимости от пола, страны, национальных особенностей (от 12-14 до 15---17 лет). Физиологически изменения происходят и у мальчиков, и у девочек как то: менструации у девочек- это признак того, что у них в яичниках начали развиваться и созревать яйцеклетки, поллюции – у мальчиков и, соответственно начинается рост волос на теле, подмышечных впадинах. Это все происходит вследствие полового созревания.
    Для каждого подростка есть стремление всегда ,быть индивидуумом, свою уникальность, он хочет быть «ни на кого не похожим» и быть как все. Он еще не ушел от детства, он хочет быть вовлечен в игровые виды деятельности, но он стесняется своей детскости и, конечно, стесняется самой игры. Из-за этого включается механизм защиты – потребность в ярких событиях, в приключениях, в романтике. Самое главное в жизни подростка – это наличие событийно-эмоционального ряда.
    Вот некоторые утверждения, которые могут нарисовать портрет подростка:
    - «Я быстро расту и стесняюсь этого»;
    -« Я быстро меняюсь во всем и сам испытываю дискомфорт от того, что меняюсь я и все вокруг тоже меняется, мое мироощущение, но я нуждаюсь в вашей любви и в вашем понимании»
    - «Я испытываю неуверенность в себе, но стараюсь скрыть ее любыми доступными для меня способами»;
    -«Я хочу быть постоянно в движении и постоянно действовать, мне не нужны ваши беседы и наставления»;
    -«Я не хочу принимать все советы на веру, я хочу сам выработать свое мнение»;
    -«Я люблю, яркое, интересное, красочное, неожиданное. Я хочу быть как герои, мне не хочется жить в серых буднях, мне неинтересны те люди, которые обычны»;
    «-Я пока имею небольшой жизненный опыт, но мне это больше всего это интересно».
    Поэтому, не понимая того, что происходит с ними, подростки становятся очень сложными в общении. Зачастую у подростков возникают мысли о своей ненужности никому. Поэтому часто проявляется грубость в общении, попытка показать свою взрослость.
    Общение со своими родителями и с другими взрослыми всегда складывается из желания показать, что он вырос. При общении всегда появляется их стремление к самостоятельности. Поэтому эта взрослость для подростка вначале выступает в ракурсе отрицания, то есть, требования свободы от своей зависимости и ограничения их свободы со стороны взрослых. В этот период у подростка происходит «переоценка ценностей», а это приводит к переосмыслению отношений с родителями и взрослыми вообще. Для них зачастую бывает, что нет авторитета.
    Человек в этом «нежном» возрасте очень болезненно реагирует на ущемление его прав, но, тем не менее, очень испытывает большую потребность в поддержке. В этом возрасте родителю необходимо научиться построить дружеские отношения со своим ребенком. Так как в этом возрасте подросток очень раним, надо найти формы налаживания отношений и контактов.
    Ребенок очень хочет поделиться всеми своими переживаниями, ему хочется рассказать о том, что у него произошло в его жизни, но ему очень сложно самому начать диалог. Поэтому родитель должен сам попытаться вывести его на контакт. Попытаться наладить с ним близкий контакт. Самое главное в семье, чтобы оба родителя предъявляли к ребенку одинаковые требования. Так как в этом возрасте подросток больше понимает свои права, нежели обязанности. Как только ребенок почувствует, что от него ждут очень многого, то он захочет уклониться от выполнения тех обязанностей, которые на него возлагают, пытаясь спрятаться за наиболее «добрым» взрослым. Потому для того, чтобы подросток не уклонялся от обязанностей, нужно, чтобы оба взрослых были едины в своих требованиях. Если просто навязывать ему требования, то это, как правило, отвергается.
    Если взрослые пытаются относиться к подросткам как к маленьким детям, то они протестуют, и это выражается в различных формах, они не подчиняются, для того, чтобы изменить те отношения, которые были ранее. И старшие, пытаясь наладить отношения со своим ребенком, в конце концов, переходят к новым формам общения с ними. Но, к сожалению, этот процесс достаточно сложен, так как взрослые считают, что подросток всегда остается подчиненным ему и зависим от него. Зависимостью, в данном случае, являются два фактора: первый - экономический ( подросток материально зависит от родителей); второй фактор – это социальный (подросток имеет социальное положение ученика). Результатом этого являются постоянные конфликты между родителями и детьми.
    Подростковое общение очень часто обуславливается изменчивостью настроения. Бывает, что настроение меняется в течение дня несколько раз. Естественно, эта изменчивость приводит к неадекватности реакций ребенка. К примеру, эмансипация подростка, которая проявляется в желании освободиться от докучливой опеки старших и может принимать, под влиянием момента, крайние формы выражения, как желание убежать из дома.
    Неустойчивость психики подростка, ситуации, когда, ребенок не может противостоять давлению со стороны взрослых, часто приводят к тому, что ребенок пытается уйти от ситуации. Но поведение подростка все-таки характеризуется детскими реакциями. Ведь, когда от него ждут очень много, даже когда это ему не по силам, или когда со стороны взрослых или сверстников уменьшается внимание к нему, то он пытается всеми способами вернуть внимание к себе или переключить его с кого-то на себя.
    Подросток пытается скопировать чье-либо поведение. Чаще всего берется за образец поведение взрослого, который достиг определенный успех, но, в первую очередь, ребенок смотрит на внешнюю сторону.
    Но, так как подростку не хватает критичности и у него не хватает опыта в суждениях, такой образец для его подражания может быть негативным. К сожалению, иногда у подростков появляется взрослый с негативным поведением и он для ребенка объект для подражания. Бывает, зачастую, что это родитель, который причинил много неприятностей подростку. Если ребенок слаб и неудачлив в какой-то области, то он пытается компенсировать успехами в другой области. Причем, очень часто встречается такое, что для того, чтобы прошел процесс самореализации он выбирает область, которая более трудная.
    К сожалению, зачастую, взрослые занимают позицию по отношению к подростку, которая сказывается неблагоприятно для его развития. Если взять авторитарное воспитание, то оно может создать условия, искажающие его социальное и психическое развитие. Подросток, вышедший из такой семьи, очень часто становится жестоким, он жестко общается со своими сверстниками, не уважает взрослых, всем демонстрирует свою свободу, держится независимо, часто нарушает нормы поведения. Но с посторонними людьми этот ребенок или очень застенчив, или расхлябан и неуважителен.
    Если подросток воспитывается в семье с благополучными отношениями, то он способен быть прогнозируемым и соответствовать всем правилам общения. Для ребенка потеря внимания, руководства и заботы воспринимается очень болезненно. Ребенок начинает чувствовать себя лишним, потому как считает, что он обременителен для взрослых. И поэтому начинает жить своей тайной жизнью.
    И, наоборот, очень большая опека и усиленный контроль, которые родители считают необходимой, тоже приносят плохие последствия, потому что подросток становится лишенным самостоятельности, и не умеет пользоваться свободой. В таком случае, у него увеличивается стремление к самостоятельности. Но взрослые поступают неправильно, начинают ужесточать контроль, изолируют ребенка от его друзей. Из-за этого подросток начинает делать все наоборот.
    Есть еще один негативный опыт родителей – это когда подростка пытаются освободить от трудностей и обязанностей, которые неприятные, пытаются за ребенка решить все проблемы. Это приводит к дезориентации. Ребенок, который привык, что к нему всегда особое внимание, когда-нибудь может попасть в неприятную ситуацию. Так как решить свою проблему он сам не сможет. Многие подростки пытаются скрыть негативную информацию, так как хотят избежать конфликтов.
    Наступает такой период, когда родители начинают осознавать, что им нужно дать подростку какую-то независимость, чтобы ребенок мог выработать в себе черты, которые ему очень пригодятся во взрослом мире. Всегда родители задают себе вопрос: какую свободу дать ребенку, какие ограничения в свободе должны присутствовать в воспитании, но при этом чтобы ситуация не вышла из-под контроля, как можно с ним разговаривать и при этом не услышать от него грубость?
    Подросток не стремится конфликтовать с родителями, это бывает, но очень редко. Скорее всего это просто внешние формы желания независимости, например, дерзость. Ребенку нравится этот ореол дерзости как желание личной свободы. Подростки любят своих родителей, поэтому это крайняя мера, для того, чтобы показать свою взрослость.

    Подводя итог ко всему вышесказанному, хотелось бы дать несколько советов в общении и воспитании подростков:

    1. Можно стать подростку другом. Но, главное, не переусердствовать. Он должен понимать, что он –младший в семье. Поэтому он должен знать свое место в семье. А родитель является его поддержкой и опорой в любую минуту. Ребенок должен уважать ум родителя, умение выходить из разных ситуаций. Он должен понять, что он только учится у родителей как жить.
    2. Надо быть всегда рядом с подростком, даже если неудобно, если даже загружены работой, в любой ситуации родитель должен помочь, объяснить, даже пожертвовав собственным свободным временем. Тогда ребенок будет уверен в том, что родитель никогда не бросит его и ему будет легче пережить этот подростковый период.
    3.Ребенок должен исполнять свои обязанности по дому. И требовать от него исполнения. Это его научит тому, как жить в этом мире. И он скажет «спасибо» впоследствии.
    4. Обязательно надо научиться слушать, без осуждения. Если ребенок грубит или спорит, не надо перебивать. Зачастую это крик о помощи.
    5. Если родитель что-то требует, не надо лениться объяснять причину требований. Тогда это не будет выглядеть, как приказ, а будет говорить о заботе.
    6. Не смотря на взрослость, подростки нуждаются в защите. Поэтому всегда надо быть готовым встать на защиту ребенка.
    7.Для хороших родителей необходимо знать о подростке всю информацию. Это нужно, чтобы были точки соприкосновения родителя и ребенка. В этой ситуации он оценит ваше внимание.
    8. Родителю нужно быть гибким в отношении с ребенком. Некоторые обязанности могут и подождать иногда своего исполнения, если ребенок занят. Не надо настаивать на чем-либо.
    9. Необходимо иметь с подростком общий интерес. Тогда родитель и ребенок будут иметь некую связь, вместе с ним чему-то учиться и делиться опытом.
    10. Необходимо информировать ребенка о наркотиках, сексе, курении. Говорить ему, даже если он не захочет слушать. Он все равно поймет. Игнорировать родителя у него не получится.
     
    Ответить с цитированием

  2.  


madloba.info
Яндекс.Метрика